Александра Шалашова (Череповец-Москва). Эссе-исследование

Date 14.02.2013 13:37:13 | Topic: Стихи

Уважаемые читатели! Александра Шалашова сейчас учится в Литературный институт им. Горького в Москве. Данная работа (а она отчасти посвящена моему сборнику стихов) была написана её, когда она училась в 11 классе, для меня неожиданной. Не так много людей, даже поэтов, писателей, критиков способны написать интересное исследование творчества. В прочем, те, кто заинтересовался, могут найти иою книжку в "Арт-галерее" на Архангельской, 17. И если вы чувствуете в себе силы и желание писать, писать на любые темы, то присылайте свои работы по адресу: okraina05@mail.ru либо приходите в Центр детского творчества на Архангельскую 100б, где работаю отделения «Основы журналистики и PR» и «Продюссорский центр «Школа поэзии» (это для школьников).
Ведущий Эпанаев И.В., педагог высшей категории, сопредседателя ЧГОО «Череповецкое литературное объединение», редактор журнала «Северянин», член Союза писателей-краеведов.
АЛЕКСАНДРА ШАЛАШОВА.

Эссе-исследование на тему «Экология слова в моем городе».

Право ежиковедов, или авторские неологизмы.

Смейтесь, сейтесь над бедным поэтом,
Что не так, как другие поет! –
Невдомек вам, что в стихогазету
Стиховарево взяли мое!
О. Ладыженский.

1. Вступление, или переоценка всех ценностей.
Разумеется, сначала смело кивнем на классиков данного интересного жанра, то есть создание всякого рода слов и выражений, что в русском языке отсутствуют) – правда, к сожалению, ничего оригинальнее Маяковского, Бурлюка и футуристической компании в голову не приходит. Это плохо. Хотя, если вспомнить то же «Заклинание смехом» Хлебникова:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
То данные авторские неологизмы (точнее, тут больше употребляется умное слово окказионализмы), как ни странно, вполне отвечают законам русского языка. Существительное Смехачи, образованное автором, как кажется, по типу скрипка – скрипач, не кажется чем-то чересчур экстравагантным – следовательно, вполне могло бы подобно «стушеваться» Достоевского войти в разговорный язык. Но не вошло. Почему бы это, и каким должен быть неологизм, и какими критериями руководствуется абстрактный народ, с радостью воспринимая одни «перлы словесного творчества», и игнорируя другие.… А чего стоит «Мокредная мосень» Крученых? Здесь, правда, ассоциации уже на уровне простого созвучия и аллитерации, но не суть важно.
Впрочем, не будем переводить стрелку на людей, воспевающих даже не искусство в его чистом и возвышенном, свободном от грязных читательских взглядов, виде, а просто – саму возможность быть не как все.
Не скажу, что наши череповецкие слишком уж выделяются из общего ряда причесанных «любителей изящной словесности, не понимающих, что нет ничего хуже жестких рамок, даже если это рамки грамматики.… Как говорится, писательство – это не чистописание. В большинстве случаях.
Есть современном литературоведении такая фраза, что «любая грамматическая конструкция в художественном произведении допустима, если логически оправдана». Итак, насколько оправдано? Надругательство ли это над родной речью или поэтическая свобода? Скорее второе, хотя… ладно, по традициям античных ораторов идем дальше. К аргументации позиции, если быть точнее. А так ли важна эта позиция, если…
2. Факты, или кто под руку подвернется.
А под руку как раз подвернулся маленькое синее избранное череповецкого поэта Игоря Эпанаева – правда, книжка довольно старательно упиралась, не даваясь к исследованию и, тем более, не желая быть воспетой в веках. Стихи краснеют и старательно прячутся за надежные спины полей. Но им это не удается. Ура. Итак, открываем навскидку, не ставя целью поиск каких-либо «лексических шедевров»…
Люди качают насосом
шины велосипедов.
Ежик качает носом –
Право ежиковедов…
Разумеется, милое слово «ежиковеды» сразу привлекает внимание «заинтересованного читателя», да и не слишком заинтересованного тоже, как и сама странная мелодия, странные идея, и не менее странные лексические средства – что особенно непривычно смотреться в обрамлении многочисленных «закатилось солнце над Шексной-рекой, и сверкает стерлядь золотая» (это, разумеется, не реальная цитату, а некое утрированное до предела обобщение). Итак, значит искусствоведы, краеведы, литературоведы, ежиковеды.. . Метод словообразование даже комментировать, а просто быстренько проанализируем стихотворение в контексте вышесказанного.
Итак, получается у поэта, что бегают люди, качают, так сказать. насосом шины велосипедов, делают карьеру, бестолково мечутся, а Судьба (ежик?!) делает свое дело, не обращая внимания на их бестолковые метания. А ежиковеды – это те, кто наивно полагают, что уже с жизнью разобрались, и даже имеют право учить других. Дело, конечно, еще в агрессивно-бунтарской направленности творчества («меня марали кнутом морали…»), но как лучше назвать всех непомерно умствующих, кроме как «ежиковеды». Те, кто, говорит, что «знает, как надо» (может, это и неплохо – знать, но это уже авторская позиция, спорить не к месту и не ко времени…), те, кто высокомерно полагает себя умудренными опытом, и в глупой гордыне свой презирают других…
Ежиковеды, короче говоря. Емко и оригинально.
А теперь взглядом на проблему с другой сторону – будто мысль об ошибке может перечеркнуть всю работу к черту, и вместо авторского неологизма вполне подойдет нечто вроде «мудрых глупцов». Непреодолимая ненависть к существовавшему «до нас» языку. Это Давид Бурлюк, кажется, говорил, но это было глупой бравадой, и никакой «поэзии будущего» в Маяковском не было, хотя стихи были – даже неплохие. И поэзия была. Только будущего – все равно не было. И, если речь идет о поэзии собственно Череповца, снова откроем наугад какой-нибудь почти самопальный журнальчик, с шедеврами наших «юных дарований» Итак, сурово и критически щиплем перья из строчек:
«Счастлив тот, кто умер молодым,
Кто не прожил почти ничего…» (И. М.)
Ну, не сказать ли проще – «/Положи меня в русской рубашке,/ Под иконами умирать/»? Ах, классик? «Певец деревни»?
«Лист осенний кружит и мается –
Это осень права берет». (Ю.Л.).
Ну, прямо-таки Бунин – «/И лес, как терем расписной../» , а ведь есть еще третьи, и десятые череповецкие школьники и не совсем школьники, подражающие, пусть даже невольно, вполне себе «традиционной» поэзии. Поэзия будущего? Оригинальность? Авторские неологизмы?
Убивает ли наш Череповец «лики городов в зрачках речетворцев»? Неужели мы, наконец, поняли, что чрезмерная вычурная оригинальность, постмодернизм, футуризм и прочие «измы» – больной вывих больного общества, и окказионализмы загрязняют русский язык?
Ну, что сказать…
3. Обсуждение, или
Как ни странно, прогнозы гражданина Маяковского не оправдались, насколько это можно судить на примере поэзии нашего города – а ведь вряд ли Череповец так уж кардинально отличается от остальных.. Теперь конкретно о поднятой проблеме – хотя проблема, в общем-то, надуманная и мало актуальная сегодня (ну, это, конечно, как сказать – по крайней мере, я не раз слышала слово «ежиковеды» из членов литературной тусовка – как знать, может и в обыденную речь когда-нибудь войдет?) Ну, хорошо, ну, не сбылся прогноз, вот вам и мораль вполне адекватная – довольствуетесь тем, что вам родной (не бедный, кстати!) язык. Не придумывайте, господа поэты всяких разных «бобэоби пелись губы», поскольку если вы являетесь гражданином страны, которая.. и так далее, и тому подобное.
А теперь, господа критики, говоря вам прямо в лицо честно и бескомпромиссно – так называемая гражданственная лирика… ну, скажем политкорректно, не совсем чтобы настоящая поэзия (это мое частное мнение, я его никому не навязываю, и, что характерно, не пропагандирую). И, если настоящий поэт выше всех условностей, если он свой мир создает, то причем здесь какая-то вполне себе сомнительная чистота языка? Экология? Беречь – от влияние извне? От самих себя?
Но, знаете, в чем несомненный плюс этих болезненных увлечений колючей проволокой ( это экология слова имеется ввиду..)? Как говорится – если человека везут в реанимацию, а не в морг – то это уже хорошо. Ах, если нужна экология – значит, это самое череповецкое Слово живет…
А от самих себя его беречь..( творите, господа поэты, в любых направлениях и с любыми лексическими средствами, слово – это тоже искусство!) много их, что ли, поэтов с зелеными безумными глаза, в которых знаменитое «дыр бур щил» - пускай живут, не мешайте им. Критики и «блюстители чистоты родной речи». Пускай живут.
Творят.




This article comes from Литературный журнал "Джамбо"
http://jumber.ru

The URL for this article is:
http://jumber.ru/modules/AMS/article.php?storyid=325